Ямщик, не гони лошадей

Мастер склонился над первым листом рукописи и вывел: «Царь Иудейский. Действующие лица:Понтий Пилат, прокуратор Иудеи…»

Позднее Михаил Булгаков положит эту рукопись в основу параллельного романа в «Мастере и Маргарите». И может, судьба именно этого человека и этого текста вдохновили Булгакова на всем известную строчку, предчувствие Интернета — «рукописи не горят». По сюжету булгаковского романа, Мастер смог писать, выиграв в лотерею. Его прототипу, изображенному на этой фотографии, выпал лотерейный билетик крупнее. Мастер писал не в полуподвале, а в отдельном маленьком кабинете Константиновского дворца на балтийском взморье под Петергофом. Во всём дворце ему принадлежал только этот кабинетик, да и то с любезности хозяина.

Сам Мастер владел городом Павловск с его дворцовым комплексом, а также Мраморным дворцом на набережной Невы, рядом с Зимним. Одним из его воспитателей в юности был Фёдор Михайлович Достоевский.

Свои творения он подписывал скромно, «К.Р.» В царской России Великому князю Константину Константиновичу Романову подписываться подлинным именем было неприлично, а в Советском Союзе у него вообще не было шансов на  публикацию под любым псевдонимом. Так он и стал автором множества народных романсов, автор которых неизвестен.

В этот понедельник я стоял в его любимом кабинетике во дворце, ныне превращённом в резиденцию Президента Российской Федерации и Национальный конференц-центр, что-то вроде этого. Там электромобили саммита Большой восьмёрки разъезжали несколько лет назад, и сейчас такой можно снять простому туристу за 4500 руб. Но история саммита и прочие понты меня как-то мало волновали — я смотрел на фото Константина Константиновича и понимал, что булгаковского Мастера представлял именно так. И заслуживал он именно покоя — вся его жизнь ушла на дворцовые церемониалы, а в промежутках между ними он писал стихи. Я намеренно вырезал из его фото парадную форму, чтобы осталось лицо.

А вот с авторством песни «Ямщик, не гони лошадей» экскурсовод меня обманула. Это не К.Р.  У этой народной песни авторство почище — текст фона Риттера, музыка Якова Фельдмана. Любой человек, выросший в антисемитской царской России, долго бы хохотал над самим этим сочетанием. Потому и осталась эта песня народной, без подписи 🙂

рассказать друзьям и получить подарок

2 Responses to Ямщик, не гони лошадей

  1. Вот так. Царь не только царь. Он еще и талантливый человек. Не зря в советские времена нам про такие вещи не рассказывали. «Ямщик, не гони лошадей» — союз поэта и композитора на наш взгляд странный и курьезный, но — очень продуктивный. Этот романс еще много веков петь будут.

  2. А в современной России, можно подумать, очень обрадуются 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *